При строительстве платной трассы растратили более 49 млн рублей. Счетная палата Татарстана выявила перерасход бюджетных средств при строительстве автомобильной дороги Шали—Бавлы в сумме 49 млн руб. Ведомство проводило проверку целевого и эффективного использования средств республики, выделенных в 2008-2010 годах госучреждению «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Татарстана» (ГУ «Главтатдортранс»). В ходе нее выяснилось, что «подрядные организации фактически сами устанавливают цены на материалы и в конечном итоге определяют объемы расходования средств на дорожное строительство». В частности, в сметных расчетах использовались завышенные цены на песчано-гравийную смесь. По итогам проверки в правительство Татарстана направлено письмо с предложением пересмотреть порядок формирования и применения расценок на материальные ресурсы для дорожного строительства. В министерстве транспорта ситуацию не комментируют.
Строящаяся с 1998 года платная автомагистраль Шали—Бавлы протяженностью 296 км должна войти в состав коридора Европа—Западный Китай. Магистраль будет состоять из трех четырехполосных участков Шали—Сорочьи Горы (40 км), Алексеевское—Альметьевск (145 км), Альметьевск—Бавлы (98 км). Строительство завершится в 2018 году. Расчетная скорость движения по магистрали — 150 км/ч. К моменту сдачи объекта планируется загрузка дороги до 35 тыс. автомобилей в сутки.
Проект реализуется на условиях государственно-частного партнерства. Общий объем инвестиций составляет порядка 100 млрд руб. С начала строительства в проект вложено более 10 млрд руб., в том числе в виде субсидий из бюджета Российской Федерации — 3,5 млрд руб., из бюджета Татарстана — 4,4 млрд руб., средства частного инвестора ОАО «Автострада» (входит в альметьевское ОАО «СМП-Нефтегаз») — 2,3 млрд руб. Частный инвестор вкладывается в участок Алексеевское—Альметьевск.
Участок магистрали Шали—Сорочьи горы стоимостью 4,58 млрд руб. был открыт в конце октября прошлого года. Плату за проезд по нему начнут взимать только после сдачи второй очереди, строительство которой стартует в 2011 году и предусматривает 4,33 млрд руб. инвестиций. В том числе 695,9 млн руб. будет вложено в организацию оборудованных пропускных пунктов платного проезда. Вопрос тарификации и способа оплаты сейчас находится на обсуждении в министерстве.
Дорожное строительство традиционно отличалось низкой прозрачностью, констатирует аналитик УК «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов. По его словам, ситуация с дорогой Шали—Сорочьи Горы типична для России. «Проблемы со строительными сметами есть везде. Во многих регионах уже выявляли подобные случаи нарушений, к примеру, в Москве. Но иногда строителям и на самом деле бывает сложно оценить необходимую сумму на дороги. Строительство идет годами, а цены на стройматериалы постоянно меняются»,— сказал „Ъ“ Владимир Беспалов.
Согласно оценкам экспертов, средняя стоимость строительства дорог в России выше по сравнению со странами Евросоюза в 2,6 раза, с США — в 3 раза, с Китаем — в 7,3 раза. В абсолютных цифрах картина выглядит следующим образом: в странах Евросоюза один километр дороги стоит $6,9 млн, в США — $5,9 млн, в Китае — $2,4 млн, а в России — $17,6 млн.