11 февраля 2011 года Министерство энергетики РФ провело круглый стол о вкладе нефтехимической отрасли в повышение энергоэффективности российской экономики. В работе круглого стола приняли участие представители органов исполнительной власти и руководители нефтехимических и перерабатывающих компаний. Руководители компаний выступили с рядом предложений в адрес Минэнерго, направленных на повсеместное внедрение новых материалов с целью выполнения программы энергосбережения и экономии ресурсов, инициирующие модернизацию имеющейся нормативной базы. Однако обращения компаний не были услышаны представителями ведомства.
Директор Департамента переработки нефти и газа Петр Дегтярев в приветственном слове сообщил, что в 2010 году Минэнерго России совместно с экспертным сообществом подготовило государственную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», которая была утверждена Правительством РФ в конце января 2011 года. Цель программы — снижение энергоемкости ВВП на 13,5%, что позволит в совокупности с другими факторами снизить этот показатель на 40% в 2007-2020 годах. За счет проведения мероприятий в рамках программы годовая экономия первичной энергии составит не менее 100 млн т условного топлива (т.у.т.) к 2016 году, и 195 млн т.у.т. к 2020 году. В настоящее время Министерство энергетики РФ совместно с коллегами из ведомств, компаний, экспертных организаций ведет работу над вторым этапом Плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года.
В ходе круглого стола был заслушан доклад руководителя ФГУ «Росавтодор» о применении полимерных материалов в дорожном строительстве. Было показано, что дороги в России по-прежнему строятся с ограниченным использованием полимерных георешеток и битумов, что российские компании не применяют европейский опыт в строительстве дорог, и это плохо сказывается на состоянии покрытий.
Вице-президент ЗАО «Сибур Холдинг» Сергей Мерзляков представил комплексное исследование, посвященное вкладу нефтехимической отрасли в повышение энергоэффективности российской экономики. Спикер подчеркнул, что замена традиционных устаревших материалов на энергосберегающие полимеры при строительстве дорог, утеплении жилья и модернизации жилищно-коммунального сектора позволит сэкономить энергии в объеме 100 млн т нефтяного эквивалента на миллиарды долларов.
Генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-Холдинг» Рафинат Яруллин в своем выступлении поделился опытом применения нефтехимической продукции, и в частности полимеров, в отраслях промышленности республики Татарстан. Он также говорил о создании предпосылок для повышения уровня использования нефтехимической продукции в промышленном, жилищном, дорожном строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве. На примере дорожного строительства и полимерных трубопроводов Рафинат Яруллин показал необходимость принятия новых технических стандартов и внесения изменений в существующие нормы и правила проектирования, строительства и эксплуатации объектов в части использования современных строительных материалов. При этом он подчеркнул, что Россия обладает современными технологиями производства материалов для дорожного строительства (дорожные битумы, геотекстиль, спанбонд, георешетки, геосетки и др.).
Марат Баймуканов, заместитель генерального директора компании «Полипластик», сообщил, что в России действует более 100 крупных предприятий по выпуску полимерных труб различных диаметров и назначения, среди которых «Полипластик» является крупнейшим производителем. Чтобы убедить региональные власти применять полимерные трубы, компания направляет специалистов «буквально в каждый город, каждую деревню». Принятие евростандарта на водопроводный транспорт позволило бы значительно снизить расходы бюджетов, уменьшить стоимость воды для конечных потребителей с одновременным повышением ее качества и дало мощный импульс развитию промышленности, занятой выпуском современной полимерной продукции.
Генеральный директор RCC Group Екатерина Краева заявила, что главной проблемой на пути сокращения энергопотребления на российском рынке является не дефицит эффективных материалов и технологий, а добровольный статус использования этих материалов на всех уровнях.
78% грузоперевозок в России приходится на автомобильные дороги. Низкое качество дорожных покрытий приводит к существенному перерасходу жидких энергоносителей. Около 30% потерь тепловой энергии в российской экономике приходятся на систему ЖКХ — при транспортировке горячей воды по трубопроводам устаревшего образца, а также в жилом секторе из-за отсутствия изоляции зданий, отвечающей современным требованиям. Ситуация усугубляется тем, что при строительстве новых трубопроводных систем и сооружений в российских регионах по-прежнему применяются более дорогие и менее качественные, устаревшие материалы и технологии, «программирующие» дальнейшие энергопотери. В то же время, промышленность готова полностью обеспечить сектор ЖКХ и дорожного строительства новыми материалами.
Единственно возможным решением, позволяющим применить данные технологии и материалы на благо энергоэффективности, является введение обязательных стандартов при строительстве дорог и трубопроводов — как это сделано в Европейском Союзе. Именно обязательность применения новых, в частности полимерных, материалов, приводит к тому, что 100% трубопроводов для водоснабжения и водоотведения в Европе — сделаны из полимеров и композитов. Ни одна дорога в ЕС не может быть построена без применения георешеток и полимеризованных одежд, за расширение применения которых в России ратуют докладчики совещания.
Компании «Сибур», «Татнефтехиминвест-Холдинг», «Полипластик» и RCC Group предложили инициировать принятие новых обязательных, в отличие от действующих рекомендательных, стандартов по использованию продукции нефтехимии в целях энергосбережения. Ранее, в 2009-2010 годах, интеграция стандартов серии EN-DIN в российскую систему технического регулирования была одобрена высшим руководством Российской Федерации. Участники круглого стола обратились к российскому правительству с инициативой принять европейские стандарты EN-DIN в области строительства дорожных покрытий и строительства трубопроводов — как магистрального назначения, так и для нужд ЖКХ.
Введение в России стандартов EN-DIN, предписывающих обязательное применение новых полимерных и композиционных материалов при строительстве дорог и трубопроводных систем, по мнению участников круглого стола, позволит существеннейшим образом сократить энергопотребление российской экономики и уже в течение 2011 года выполнить программу энергосбережения;
повысит качество российских дорожных покрытий и трубопроводов различного назначения, улучшит транспортную ситуацию;
позволит унифицировать европейские и российские требования в области строительства транспортных систем;
резко увеличит спрос на внутреннем рынке полимерных материалов (около 1 млн тонн полимеров в год дополнительно при имеющемся совокупном объеме внутреннего потребления около 1,5 млн тонн);
приведет к экспоненциальному увеличению объемов выпуска и росту мощностей в секторе нефтегазохимии РФ (50% продукции химической промышленности — полимеры и сырье для их выпуска);
существенно увеличит число российских предприятий среднего и малого бизнеса (за каждым местом дорожного рабочего или производителя труб стоит до 10 дополнительных новых рабочих мест);
приведет к существенной экономии российского бюджета.
Представители Минэнерго воздержались от включения данного предложения в резолюцию совещания, сославшись на то, что инициативы в области стандартов энергосбережения не входят в компетенцию ведомства и, по всей видимости, должны исходить от Минэкономразвития.